Уважаемая классика System Shock, вышедшая еще в 1994 году, отпугнула многих современных геймеров устаревшим имиджем и сложным управлением. Но многие хотели познакомиться с одним из основателей направления immersive-sim и прародителем BioShock. Вот и студия Nightdive решила сделать ремейк — многострадальная разработка длилась семь лет и в один момент была даже перезапущена.
Мнения критиков разделились, но игроки остались в восторге. Кому-то не понравился дизайн игры, но других порадовало то, что разработчики не водили игрока за руку, заставляя его думать дважды. Давайте выясним, актуален ли ремейк System Shock спустя десятилетия после оригинала!
Киберпанк 2072
Разработчики решили следовать сюжету дословно, поэтому события ремейка System Shock происходят в том же 2072 году. Безымянный хакер планирует дерзкое ограбление корпорации TriOptimum, надеясь украсть мощный имплантат. Его планам мешает генеральный директор компании Эдвард Диего, который проживает на космической станции Цитадель. Специальная команда ловит хакера и лично доставляет его Эдварду для снятия этических ограничений с SHODAN — мощного искусственного интеллекта.
Хакер, которому за оказанную услугу обещали имплант бесплатно, был обманут и должен служить злодею. Ему вводят неизвестное вещество, после чего через полгода он просыпается. Вокруг ни души, из-за металлической двери слышен недружелюбный рев, а ШОДАН клянется уничтожить человечество. Хакер хватает кусок трубы и отправляется искать своего спасения.
Дальнейшая история представлена посредством заметок и аудиосообщений. Игроки смогут узнать о станции «Цитадель» и тщетных попытках ее сотрудников выжить в этом кошмаре. Внимательное изучение документов и записей дает понимание, что нужно делать дальше — не обращая внимания на окружение, игрок не пойдет дальше второй колоды.
Стоит отметить необычный стиль. По цветовой гамме и основным архитектурным особенностям Цитадель ремейка практически полностью повторяет оригинал, который может похвастаться элементами ретрофутуризма и киберпанка.
Некоторым может показаться спорным решение Nightdive сделать модели несколько «игрушечными» и намеренно представить многие объекты пикселизированными и воксельными. Это дело вкуса, ведь оригинальная версия до перезапуска разработки была куда более зловещей и напоминала Dead Space, но в своем нынешнем амплуа System Shock обладает уникальной атмосферой.
Цитадель страха
В оригинальной System Shock сценаристы постарались максимально использовать технические возможности того времени, поэтому космическая станция Цитадель полна разнообразия, хотя на первый взгляд может показаться, что это всего лишь череда одинаковых и бездушных коридоров. Продвигаясь все дальше и исследуя новые колоды, игрок подсознательно замечает уникальные элементы – преобладание того или иного цвета, наличие технических помещений, наборов врагов.
Например, на медицинской палубе, которую можно назвать «тренировочной», имеются операционные и кабинеты врачей, в цветах преобладает фиолетовый цвет, а стены выложены «кубами». Совершенно иная ситуация в колоде лидеров. По нему ходят хромированные роботы, стены отделаны деревом, а убранство пестрит картинами и дорогими украшениями. Благодаря этому открытие каждого нового уровня станции вызывает ощущение авантюризма, а хождение туда-сюда, которое со временем становится частым времяпрепровождением, не вызывает скуки.
Структура колод также невероятно интересна и напоминает Метроидвании. Сначала хакеру предстоит пробраться через ряд комнат и коридоров, но постепенно он будет открывать заблокированные двери. При хорошей ориентации в пространстве можно значительно ускорить прохождение, а знание тайных ходов поможет избежать ненужных стычек — SHODAN периодически выталкивает из пола капсулы с монстрами.
Совсем не обязательно посещать все помещения Цитадели, но изучение мест стало залогом выживания. На них вы сможете найти новое оружие и ценные ресурсы. Некоторые номера запираются механически, некоторые необходимо открывать с помощью карты-ключа. Но арсеналы безопасности некоторых колод, например, можно открыть только через «киберпространство» — небольшую игру в игре, в которой хакер переносит сознание на компьютер и борется с системами защиты, чтобы обойти блокаду.
Игрок становится цифровым вирусом и может перемещаться по компьютерной системе в любом направлении. Здесь разработчики не преминули проявить фантазию и использовать имеющиеся технические возможности. Если в оригинале «киберпространство» выглядело скучно и явно не хватало динамичности, то в ремейке авторы заметно переработали цифровые коридоры, а сражения с системами защиты ускорились.
Перемещение между палубами осуществляется с помощью лифтов (иногда капсул), которые заменяют обычные загрузочные экраны. Звучат они веселой и расслабляющей мелодией, что выглядит довольно иронично в контексте залитых кровью комнат. Да и прямо на глазах у игрока, когда двери лифта открываются, может появиться опасный киборг — тут, конечно, хочется нажать кнопку и отправиться в ад, но на такой скорости проход далеко не уедешь…
И один в поле воин
Изменение количества колод также принесло с собой разные типы врагов. Их нельзя назвать уникальными, но противники чувствуют себя опасными из-за неожиданного внешнего вида и прогрессии — как только простые зомби и киборги начинают казаться пушечным мясом, на игрока сбрасывают улучшенных мутантов и крупных промышленных роботов. Нельзя забывать и о других обитателях станции: например, существо, сбежавшее из вольеров рощи, как будто скрестили гориллу и тигра.
С этой армией монстров вам предстоит сражаться в одиночку, но вам поможет разнообразный арсенал оружия. Стоит отметить, что даже при внимательном осмотре локаций велика вероятность не найти в укромном месте мощный пистолет или винтовку, благо разработчики оставили несколько одинаковых видов оружия в разных местах Цитадели.
Увы, «отдача» оружия практически не ощущается, и на это дополнительно влияет «тяжелая» физика поверженных врагов и непередаваемая музыка: она задает атмосферу и напряжение, но в пылу боя мелодии просто не заметил. От увечий исходит хоть какое-то ощущение силы: в особо удачном случае можно разрезать врага пополам или отстрелить голову.
Иногда приходится обходить врагов: они реагируют на шум, поэтому можно незаметно прокрасться мимо или зайти за ними и нанести удар. При удачном стечении обстоятельств вы можете завершить свое дело, не привлекая внимания противников, а можете заложить мину у их ног и остаться наедине со своей целью. Иммерсивный сим.
Что касается оружия, то комплект вполне джентльмен и полезен в тесных коридорах. Если в рукопашном бою можно выделить только лазерный грейфер, который станет угрозой для всех врагов, если его умело использовать, то на «огнестрельном оружии» стоит остановиться подробнее.
Некоторое оружие требует подходящих боеприпасов, а другое требует энергии. В арсенале есть винтовки, пистолеты, дробовики и еще кое-что интересное. Магнитно-импульсное оружие отлично действует на киборгов, а рельсовая пушка наносит урон в широком радиусе. На некоторых видах оружия можно менять боеприпасы. Они влияют на наносимый врагам урон, но разницу редко можно назвать существенной – чаще всего один тип патрона заменяется другим только при нехватке боеприпасов.
Но хакерское оборудование состоит и из других полезных вещей. Чипсы и шоколадные батончики трогать не будем: они служат приятным бонусом для здоровья, но записки действительно полезны. Они дают игроку кратковременное усиление, но в некоторых случаях вызывают побочные эффекты.
Если медицинская нашивка только восстанавливает здоровье, то у «берсерка» увеличивается сила и скорость атак оружием ближнего боя. Взамен хакеру придется какое-то время страдать от галлюцинаций. Другие пластыри могут вызвать привыкание, поэтому их следует использовать с осторожностью, так как их эффективность будет снижаться с каждым использованием.
В арсенал также входят гранаты и мины. Если в последнем случае всё предельно очевидно: он поставил ставку и отправил приближающихся врагов в вечный сон, то гранаты могут воздействовать только на определённых врагов.
Конечно, осколочная граната наносит урон всем, но против роботов ЭМ-граната заметно эффективнее — на короткое время выводит из строя их, а также близлежащую электронику, например двери и лазерные мосты. Газовая граната имеет аналогичный эффект, но эффект распространяется и на органических противников, а также может убить хакера.
В бою хорошо заметны элементы иммерсивного сима: к сражениям можно подойти креативно, а иногда даже задуматься о том, как эффективнее было бы расправиться с толпой противников на предыдущей локации. Но больше всего свобода действий выражается в ходе игры – начиная с первой колоды карт и заканчивая успешным выполнением вашей миссии.
Системный шок
Главное, что шокирует современных игроков, — это отсутствие прямых намеков или даже упоминаний о необходимой цели. По сути, конкретных миссий в игре нет, а структура прохождения больше напоминает миссию. Если уменьшить параметры сложности врагов, головоломок и прочего, хакер может буквально просто спокойно бродить по атмосферным коридорам и думать, как решить ту или иную задачу.
Некоторые предметы, найденные игроком на ранних этапах, могут пригодиться в будущем, а то, что это не бесполезный мусор, доказывает лишь отсутствие кнопки «распасться». Аналогичная ситуация с документами и аудиосообщениями: потерянная записка с важным кодом может заставить снова бегать по всей станции, а некоторые коды появляются на мониторах лишь с определенной периодичностью.
Само прохождение полностью нелинейное, но некоторые ключевые моменты можно пройти только после определенных действий. Понимание того, что нужно делать, есть в примечаниях. Учитывая, что каждая цель требует выполнения множества условий, ее достижение ощущается как великая победа, но незадача — SHODAN уже придумала новое зло, поэтому, казалось бы, близкая развязка сюжета еще долго остается на горизонте.
У хакера будет широкий круг задач, но все-таки все дело в нажатии определенных кнопок или вводе правильного кода. Например, игрокам придется отключить защиту станции, предварительно введя код в помещении с огромной дозой радиации. Позже даже придется отключить отдельные палубы от Цитадели, зайти на каждую из них и вернуться в диспетчерскую.
Вердикт
Ремейк System Shock слово в слово следует классике и стал отличным переизданием, которое поможет игрокам познакомиться с одним из прародителей BioShock, Prey и других проектов, заставляющих искать нестандартные способы решения проблемы. Однако художественное оформление игры нельзя назвать выдающимся, а сюжет по понятным причинам предельно прост.
Преимущества
- Отличное воссоздание сеттинга оригинала. Игра необычная в современных реалиях. Выбор шин в Цитадели. Оптимизация и отсутствие заметных ошибок.
Ошибка
- Музыка осталась в девяностых. Дизайн со смешением стилей может показаться спорным. Недостаточная ударная мощь оружия. Мелкий шрифт на русском языке.
Как мы играли
Игра куплена на ПК. Наиграл 20 часов на средней сложности с умеренным исследованием дополнительных локаций.
Локализация Внутриигровой текст переведен на русский язык, но на момент обзора страдает мелким размером шрифта
«Плюшкин». Принесите в финал десятки патронов и бинтов, ведь вас ожидает жестокая битва – где аскетизм, там и богатство.